23.06.2014

Гудок: Беседа с Николаем Шипулиным, главным инженером Центральной дирекции управления движением

Газета Гудок 23.06.2014

Особая миссия

Информационно-управляющие технологии находят всё большее применение в перевозочном процессе

Сегодня в Центральной дирекции управления движением полным ходом идёт внедрение инновационных подходов, технико-технологических решений. Более подробно об этом речь идёт в нашей беседе.
Николай Шипулин, главный инженер Центральной дирекции управления движением
– Николай Павлович, в преддверии пятилетия дирекции хотелось бы узнать, как она «выросла» в технологическом отношении, каких успехов удалось достичь за этот срок? 
– С момента образования дирекции за счёт внедрения инновационных технико-технологических решений, применения принципов бережливого производства, сокращения непроизводительных потерь производительность труда увеличилась более чем на 25%. За этот же период значительно улучшен бюджетный показатель «средний вес грузового поезда», который вырос на 63 тонны – с 3855 до 3918 тонн. Нельзя не учитывать и тот факт, что изменение структуры перевозок грузов привело к существенному увеличению их средней дальности – на 186 км, или на 12,3%, с 1513 до 1699 км. 

– Как известно, дирекция сегодня реализует проект организации движения грузовых поездов по расписанию. Какие новейшие информационно-управляющие технологии используются в этой области? 
– Необходимым условием для решения этой задачи является наличие актуального графика движения грузовых поездов, адаптированного под текущие параметры поездопотока и действующие условия пропуска. С 2011 года для решения этой задачи ОАО «ВНИИЖТ» по заданию дирекции разрабатывает автоматизированную систему АПК «ЭЛЬБРУС». Данная система обеспечивает решение таких задач, как построение суточного прогнозного энергосберегающего графика движения поездов, стыковку вариантных графиков между полигонами дорог, формирование сквозного графика, автоматизированную передачу прогнозного суточного энергосберегающего графика в систему диспетчерского управления, а также автоматизированный расчёт параметров вариантного графика. До 2016 года планируется обеспечить внедрение системы на всех основных грузонапряжённых направлениях сети. 
В 2014 году запланированы работы по внедрению на пилотном полигоне Челябинск – Входная аппаратно-программного комплекса построения актуального плана пропуска поездов в зависимости от поездной обстановки на диспетчерском участке. Работа сложная, я бы сказал высокотехнологичная, а реализация данного программного обеспечения в соответствии с разработанной в 2013 году методикой позволит выполнять заданные графиковые параметры, минимизируя влияние человеческого фактора. 

– Какие новые технологии внедряются в области совершенствования работы станций? 
– На станции Ярославль-Главный, в качестве пилотной, в августе 2013 года внедрена современная автоматизированная система управления станционными технологическими процессами ИТАУР. Основная задача создания этой системы – реализация принципиально новых технологий планирования работы станций во взаимодействии с диспетчерским аппаратом Диспетчерского центра управления перевозками на основе электронной системы выдачи наряд-заказов и контроля их исполнения. Для этого проведены работы по созданию динамической модели работы станций. Все маневровые локомотивы оборудованы системой спутниковой навигации, внедряется система автоматического списывания номеров вагонов, система видеонаблюдения. Автоматизирован процесс ведения графика исполненной работы станции, подвязки локомотивов и локомотивных бригад во взаимодействии с локомотивным депо. С целью дальнейшего внедрения нами разработана и утверждена в ОАО «РЖД» Программа тиражирования Комплексной системы автоматизации станционных процессов, обеспечивающей инновационные технологии, включая ведение графика исполненной работы с применением динамической модели на основе спутниковой навигации и других средств автоматического съёма данных. 
В 2014 году запланировано внедрение системы на станциях Санкт-Петербург-Главный, Волховстрой-1 (ОЖД) и Екатеринбург-сортировочный (СвЖД).

– Одним из направлений развития информационных технологий в дирекции определён переход от автоматизированных систем информационного режима к системному обеспечению с функциями выработки управляющих решений. Каковы перспективы развития данных технологий? 
– Наиболее характерным примером реализации перехода к системам, предлагающим альтернативы принятия управляющих решений, является разработанная в 2009–2011 годах автоматизированная система организации движения поездов «Автодиспетчер» на высокоскоростном направлении Москва – Санкт-Петербург. 
В 2011 году была реализована и введена на пилотных объектах (станции Гряды и Большая Вишера) подсистема автоматической установки маршрутов пропуска поездов. До конца 2014 года количество станций, работающих под управлением системы «Автодиспетчер» в автоматическом режиме, достигнет 18. Ввод в эксплуатацию указанного программного комплекса в полном объёме позволит снизить нагрузку на поездного диспетчера. В то же время применение передовых инновационных подходов в области управления движением заставляет нас не только пересмотреть подходы к принципам организации работы, но и предъявляет самые серьёзные требования к надёжности в работе технических средств и соблюдению работниками технологической дисциплины по всем вертикалям управления. 

– Каковы особенности использования информационных систем в полигонных технологиях перевозочного процесса? 
– 
Применение единых программно-технологических комплексов в четырёх диспетчерских центрах управления перевозками, в частности на Восточном полигоне, позволяет не только поднять сам процесс управления на качественно новый уровень, но и усилить управляемость оперативной работой. Так же как и унифицировать анализ исполненной поездной и грузовой работы полигона по согласованным интегральным показателям с использованием интерактивных схем заданного полигона. В автоматизированной системе ИСУПР реализован целый ряд задач. Это взаимодействие с внешними автоматизированными системами, формирование единой динамической модели объединённого полигона и области подхода с других полигонов сети, контроль подвода вагонопотоков к припортовым узлам и междорожным стыковым пунктам и погранпереходам. Кроме того, система позволяет вести учёт показателей работы полигона с использованием интерактивной схемы полигона, а также визуализацию детализированного плана эксплуатационной работы полигона, исполненной работы станций и продвижения поездов по участкам в виде, аналогичном графикам исполненного движения поездов (ГИД) и графикам исполненной работы станции (ГИР). Наконец появилась возможность отображения на интерактивной схеме полигона аналогового представления значений показателей смежных автоматизированных систем с единой цветовой индикацией превышения пороговых значений, а также взаимодействия с типовым логистическим центром (ДИЛС). 
В 2014 году запланировано развитие и внедрение системы на объединённом полигоне Кузбасс – Северо-Запад, а в 2015 году – на направлении Кузбасс – порты Азово-Черноморского бассейна.
 

– В последнее время всё больше внимания в компании, и в вашей дирекции в частности, уделяется внедрению технологий бережливого производства. Что уже удалось достичь в этом направлении? – С 2011 года, когда стартовал этот проект, дирекция одной из первых начала внедрение принципов бережливого производства. Мы начали с шести пилотных подразделений, сегодня их число составляет уже 103, что, кстати, на 43% больше, чем в прошлом году. Учитывая наше особое внимание работе сортировочных станций, в число пилотных включены 45 из них, или 80%. За период с 2011 по 2013 год нами организовано обучение более 250 руководителей и специалистов на специализированных курсах, проведены технические занятия с работниками пилотных подразделений. Бережливое производство для нас прежде всего – это инструмент повышения технологической и экономической эффективности, а также реализации принципов командной работы. Универсальность и широкий набор инструментов позволяют находить возникающие потери как в отдельных операциях, так и комплексно, по всему технологическому процессу. Так, по итогам 2013 года подразделениями предложено к реализации 169 проектов, реализован 121 проект. На основе проектов улучшений пересмотрено 122 технологических процесса. Всего с 2011 года нашими работниками предложено более 200 проектов улучшений. 
Несмотря на разносторонний характер предлагаемых улучшений, основную долю составляют проекты, эффект от которых выражается улучшением эксплуатационных показателей. Ярким примером является проект «Оптимизация работы сортировочной железнодорожной станции Инская», который получил высокую оценку первых руководителей компании. 
Внедрение данной технологии в дирекции не ограничивается только взаимодействием с подразделениями ОАО «РЖД». В 2012–2013 годах реализован совместный проект с ОАО «Северсталь» в Куйбышевской дирекции управления движением на станции Круглое Поле. Его название – «Создание эталонной системы доставки металлопроката с фронтов погрузки ОАО «Северсталь» на фронт выгрузки ОАО «КАМАЗ». За счёт реализации совместных мероприятий простой местного вагона в приёмо-отправочном парке станции сократился на 0,3 часа, простой в сортировочно-отправочном парке – на 5,9 часа, оборот местного вагона, поступающего в ОАО «КАМАЗ», – на 34,3 часа. Для вовлечения и мотивации персонала, повышения заинтересованности к реализации проектов у нас действует система премирования. 

Беседовал 
Олег Сергеенко

Возврат к списку

Поиск Поиск
2015 ООО "НТЦ ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА" 117405, г.Москва, Варшавское шоссе, д.125 (495) 781-90-16