Одним из главных технологических прорывов 2014—2015 годов, можно считать внедрение на дороге интегрированной интеллектуальной системы управления поездной работой (ИСУПР). Статья начальника Красноярской дороги, Рейнгардта В.Г. 01.08.2015

Одним из главных технологических прорывов 2014—2015 годов, можно считать внедрение на дороге интегрированной интеллектуальной системы управления поездной работой (ИСУПР). Статья начальника Красноярской дороги, Рейнгардта В.Г.

С. 8–13.(фрагмент из статьи)

УПРАВЛЯТЬ ПО-НОВОМУ

Одним из главных технологических прорывов 2014—2015 гг. можно считать внедрение на дороге интегрированной интеллектуальной системы управления поездной работой (ИСУПР) —принципиально нового подхода к автоматизации и оптимизации сменно-суточного планирования эксплуатационной работы.


На первом этапе в начале 2014 г. была разработана концепция планирования в полуавтоматическом режиме — на основе ручных форм, которые заполнялись соответствующими руководителями по районам управления. Они в ручном режиме просматривали графики исполненного движения соседних дорог и заполняли макеты по обмену поездами по стыкам. После месяца работы по данной схеме пришлось от нее отказаться. Слишком многое при таком планировании зависело от человека и его субъективного мнения. Таким образом, объективно назрел Переход к системе автоматического планирования, когда расчеты делает компьютер, а человек может откорректировать план или принять его без изменений.

В то же время автоматизированная система  ИСУПР как подсистема интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ) обеспечивает актуальное и прогнозное ведение модели движения поездов на всем полигоне внедрения. Она выполняет расчеты движения поездов на основе взаимоувязанного планирования работы станций и продвижения поездов по участкам. ИСУПР вместе с автоматизированными системами «Эльбрус» и ИСУЖТ, опытная эксплуатация которых на Красноярской железной  дороге  также началась в 2014 г., составили основу концепции сквозного планирования, разработанной специалистами  Красноярской дирекции управления движением совместно с ОАО «НИИАС» и НТЦ «ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА». 

В алгоритмы расчета заложен принцип неразрывного планирования процесса перевозок на всех уровнях: от станции к диспетчерскому участку и далее по всей цепочке, заканчивая Восточным полигоном. Все планы взаимно увязаны, и таким образом, изменение или корректировка плана по одной технической станции непосредственно влияет на планирование работы всего полигона.

В настоящее время планирование поездной работы осуществляется в три этапа. Первый — построение вариантного графика в системе «Эльбрус» на основании планов производства ремонтных работ. После согласования и утверждения руководством дороги график экспортируется в систему ГИД и становится базовым. Затем (второй этап) АС ИСУПР по вариантному графику строит прогнозную модель движения поездов и имитационную модель работы станций и дороги в целом.

На третьем этапе производится прикрепление локомотивов и бригад к запланированным поездам. Этот этап пока автоматизирован не полностью, конкретную бригаду и локомотив выбирает человек. Так, заказ бригад и локомотивов находится в ведении узлового диспетчера, выделение локомотива и бригады — дежурного по депо, в дальнейшем же эти задачи возьмет на себя ИСУЖТ.

В процессе работы все интеллектуальные системы пошагово разрешают технологические конфликты: происходит увязка свободности и длины путей, массы и длины поездов, виртуальные пакеты поездов формируются согласно путевому развитию технических станций, учитываются состояние инфраструктуры, последовательность технического и коммерческого осмотра составов.

Использование АС ИСУПР повышает эффективность и обоснованность сменно-суточных планов за счет реализации сквозной системы планирования на основе полного цикла от планирования к реализации и до анализа, возможности разработки взаимоувязанных разноинтервальных  и  многоуровневых планов с глубиной достоверности до 24 ч. Система стабильно работает по всей   технологической цепочке начиная от одной станции и до полигона нескольких железных дорог. На языке бережливого производства можно сказать, что в процессе автоматизированного планирования сводятся к минимуму бесполезные действия, организуется равномерное движение поездов и др. Все участники перевозочного процесса — от машиниста до поездного диспетчера знают, что они должны сделать за смену, поездку, сутки.

Опытная эксплуатация новой системы сквозного планирования началась с крупной сортировочной станции сетевого значения Красноярск-Восточный. С ее помощью осуществляется планирование на ближайшие 12 ч с корректировкой по 3—6-часовым периодам во взаимодействии с диспетчерским центром управления перевозками Красноярской дирекции управления движением.

До конца III квартала 2015 г. после доработки планируется охватить системой ИСУПР все грузовые, технические, участковые и сортировочные станции Красноярской магистрали. Для этого в систему уже введены технологические процессы работы всех узловых и технических станций, а также и ПТО, выверены длины путей всех промежуточных станций полигона дороги. Совместно со специалистами ОАО «ВНИИЖТ» заполнена нормативно-справочная база системы «Эльбрус»,     отрегулированы прогнозные алгоритмы: порядок обгона и скрещения поездов, учтены особенности пропуска поездов повышенной массы и длины.

Автоматизированная система планирования — управляющая, на основании ее расчетов будет строиться технология работы дороги и полигона. Вычислительный комплекс будет самостоятельно составлять планы работы на сутки вперед, формировать заявки на потребное количество  локомотивов и бригад, прикреплять поезда к ниткам графика.

На дороге налажено тесное взаимодействие с НТЦ «ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА» и ОАО «НИИАС». Программисты и технологи этих проектно-конструкторских подразделений постоянно работают со специалистами Красноярской дирекции управления движением. Совместными усилиями          подготовлена и направлена на утверждение в Центральную дирекцию управления движением технология планирования обмена поездами по междорожным стыкам. На первом этапе разработка красноярцев тиражирована на четыре дороги Восточного полигона — непосредственно Красноярскую, а также Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную. Предполагается, что до конца текущего года пройдет опытная эксплуатация технологии в границах Восточного полигона, после чего в 2016 г. полигон внедрения новой системы будет расширен.

Задача Красноярской магистрали, расположенной в географическом центре России, заключается в обеспечении бесперебойного пропуска грузов восточного направления, объем которых на протяжении последних лет планомерно растет, и беспрепятственного подвода на Западно Сибирскую железную дорогу порожних вагонов под погрузку угля, недопущении у себя при этом скопления избыточного порожнего парка. Такие особенности эксплуатационной работы требуют комплексного подхода к организации перевозочного процесса, опоры на полигонные технологии. В этом залог успешной работы всего Восточного полигона железных дорог


Возврат к списку

Поиск Поиск
2015 ООО "НТЦ ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА" 117405, г.Москва, Варшавское шоссе, д.125 (495) 781-90-16