Статьи

Резервы систем управления

Один из резервов повышения конкурентоспособности продукции российских промышленных предприятий, без сомнения, связан со снижением транспортной составляющей в стоимости продукции. По экспертным оценкам, эффективная логистика, без изменения действующих тарифов на железнодорожные перевозки, обеспечивает снижение издержек на 3-7%.

В цепи управления поставками, в части железнодорожного транспорта, существенные резервы, помимо магистрального железнодорожного транспорта, заключены в инфраструктуре необщего пользования: железнодорожных цехах крупных промышленных предприятий и портов, подъездных путях железнодорожного транспорта, погрузочно-транспортных управлениях. Причем это не только физические резервы, связанные с возможностями технического оснащения и увеличения мощности грузовых фронтов, путевого развития, развития тягового подвижного состава, но и резервы системы управления, технологии организации поездной, маневровой и грузовой работы, работы с вагонами нерабочего парка, учета затрат, расчетов с контрагентами.

В общем обороте вагона на путях необщего пользования элементы непроизводительного простоя вагонов составляют:

  • под накоплением - 20-25%;
  • ожидание выполнения операций - более 40%.

Оперативной обстановкой на подъездном пути владеет зачастую только смена приемосдатчиков, причем каждый на своем участке. Система оперативного диспетчерского управления основана на вербальных коммуникациях. Координация действий служб железнодорожных цехов между собой и цехами основного производства низка. Информационная система в лучшем случае представлена системой учета и отчетности, постфактум отражающей итоги эксплуатационной и грузовой работы.

При росте объемов основного производства, увеличении среднесуточного грузооборота, очевидными становятся работы по изменению Единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования предприятия и станции примыкания ОАО "РЖД". И только часть предприятий в этих работах учитывает современное состояние оперативно-технологических автоматизированных систем управления эксплуатационной и грузовой работой, используемых на станциях примыкания, автоматизированных систем оформления перевозочных документов ОАО "РЖД", возможность применения аналогичных автоматизированных систем на станциях подъездного пути. ОАО "РЖД", в свою очередь, при работах над ЕТП ограничивается предложением информационного обслуживания предприятия, а не Единого автоматизированного технологического процесса ввиду отсутствия автоматизированной оперативно-технологической диспетчерской системы управления эксплуатационной и грузовой работы станциями подъездного пути.

Уменьшение непроизводительных простоев подвижного состава на 30-70% по отдельным видам операций, исключение возможности подачи под погрузку неисправных вагонов, вагонов технически исправных, но не годных под перевозку по конкретной заявке, оперативное реагирование на изменения плана отгрузки основного производства и обеспечение подбора подвижного состава в изменившихся условиях, как итог - снижение оборота вагона на 10-15% на пути необщего пользования, практически достижимо за счет резервов системы управления с созданием комплексной автоматизированной системы управления транспортной логистикой железнодорожного цеха предприятия.

Система предназначена для автоматизации оперативной деятельности персонала службы перевозок, грузовой, локомотивной и вагонной службы железнодорожного цеха (ЖДЦ) в процессах приема и сдачи поездов (групп вагонов) с (на) станцию примыкания, сортировочной работы, поездной, маневровой и грузовой работы на всех станциях, перегонах, грузовых фронтах предприятия и контрагентов подъездного пути, работы с вагонами нерабочего парка. Объектами управления системы являются все наличные подвижные единицы, находящиеся на территории инфраструктуры, в том числе тяговый подвижной состав, краны, вагоны, используемые в технологических внутризаводских перевозках без права выхода на магистральную сеть.

В процессе работы пользователей система обеспечивает автоматический режим формирования технологических документов, сквозной, связанный документооборот по всей технологической цепочке, контроль норм выполнения операций, ведение установленных учетных и отчетных форм по хозяйствам перевозок - грузовому, локомотивному и вагонному.

Руководящий персонал служб ЖДЦ, диспетчерский состав станций, центра управления перевозками, диспетчерский персонал цехов предприятия получает оперативные инструментальные средства, контролирующие пообъектную, пономерную работу на подъездном пути, причины превышения норм выполнения операций: график исполненного движения (ГИД), график исполненной работы (ГИР), средства контроля элементов оборота вагонов и использования локомотивов, дополнительные возможности для принятия оперативных регулировочных мер, автоматизированного планирования обеспечения плана отгрузки и контроля его исполнения.

Неотъемлемыми частями единой системы являются подсистемы двунаправленного информационно-технологического взаимодействия с подсистемой планирования отгрузки продукции основного производства, подсистемой оформления перевозочных документов, учета, отчетности и анализа, оперативно-технологическими системами управления перевозок и грузовой работы ОАО "РЖД".

Бизнес-процессы автоматизированной системы настраиваются в соответствии с ЕТП, с обеспечением ведения и поддержки в актуальном состоянии отраслевой нормативно-справочной информации, соответствии правилам технической эксплуатации, возможностью динамически перенастраиваться при изменении технологии работы, изменениях инфраструктуры.

Применимость решения зависит от готовности функционального и ИТ менеджмента предприятия, к изменениям в системе управления, уровня транспортных издержек, установленных собственником, степени влияния транспортных рисков на деятельность основного производства, развития логистики и ее транспортной составляющей.

05.03.2008
Возврат к списку