Статьи

ООО «Газпромтранс»: инновационная деятельность — неотъемлемая часть успеха предприятия

ООО «Газпромтранс» специализируется на транспортировке по железной дороге грузов, вырабатываемых предприятиями ОАО «Газпром», и имеет значительный опыт работы в данном сегменте рынка грузовых перевозок. Собственный парк ООО «Газпромтранс» составляет свыше 10 тыс. единиц.

Организация перевозочного процесса — сложная задача, требующая четкого соблюдения правил и нормативов, высокой квалификации и знаний, применения современных технических решений и методов управления.

С 2004 года, то есть с момента начала работы научно-технического совета ООО «Газпромтранс», специфика работы предприятия приобрела новые очертания, заключающиеся в интеграции решений, обеспечивающих перевозочный процесс, и выработке направлений научно-технической политики.

В прошедшем году по заказу ООО «Газпромтранс» был выполнен ряд научно-исследовательских работ. ООО «Рузхиммаш» осуществил «Разработку технических требований к конструкции вагона для перевозки гранулированной серы производства предприятий ОАО «Газпром», которые будут использованы при закупке специализированных вагонов. Необходимость данной работы вызвана тем, что по «Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам» транспортировка серы должна осуществляться в крытом подвижном составе, а таких специализированных вагонов в настоящее время не существует. Гранулированная сера перевозится в стандартных открытых вагонах, на особых условиях, регулярно согласуемых с ОАО «РЖД».

ООО «ВНИИгаз» выполнял «Разработку экологически чистой и ресурсосберегающей технологии сбора, переработки и исследования остатков товарной углеводородной продукции и их отходов в процессе подготовки вагонов-цистерн к ремонту».

В результате этой работы были разработаны и рекомендованы принципиально новые технологические схемы по отбору остатков сжиженных углеводородных газов из железнодорожных вагонов-цистерн с помощью эжектора, а также процесса промывки-пропарки нефтебензиновых цистерн на основе бессточной биологической технологии.

Работа по этой проблеме будет продолжена в текущем году с тем, чтобы указанные технологии уже в ближайшее время можно было применить на филиалах Общества при расширении и создании транспортной инфраструктуры, а также строительстве комплексов подготовки цистерн к ремонту и наливу продукции.

Кроме того, в рамках программы НИОКР, в сотрудничестве с одной из научно-производственных фирм Санкт-Петербурга предусматривается разработка опытного образца устройства индукционного нагрева нижнего сливного устройства вагонов-цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов. Эта тема актуальна в связи с тем, что ООО «Газпромтранс» осуществляет транспортировку продукции, вырабатываемой предприятиями ОАО «Газпром», большинство которых находятся в северных районах. При перевозках мазута и конденсата возникает проблема, когда при подготовке вагонов-цистерн к наливу в нижнем сливном устройстве обнаруживаются ледяные отложения на седле, под уплотнительным кольцом. Для ликвидации этих отложений и восстановления эластичности резинового уплотнения производится нагрев сливного устройства. Делается это с помощью пара, вырабатываемого котельными либо передвижными паровыми установками. Способ крайне неэффективный и затратный. Результатом работы будет создание прибора индукционного нагрева для обогрева нижнего сливного устройства.

Большое внимание уделяется собственным разработкам в области IT-технологий. Повышение уровня безопасности напрямую зависит от внедрения передовых технологий, которые позволят минимизировать риски, связанные с человеческим фактором. В этой связи ООО «Газпромтранс» совместно с ООО «НТЦ Транссистемотехника» реализует проект по использованию современных АСУ в управлении перевозочным процессом.

В рамках этого проекта с февраля 2005 года на Астраханском филиале в опытно-промышленной эксплуатации находится автоматизированная система управления линейными работами (АСУ ЛР) ст. Серная.

Функциональные возможности программного комплекса позволяют полностью автоматизировать процесс управления операциями на грузовой станции, а именно: поездной работой, грузовой работой, маневровой работой, ПТО.

Одной из главных возможностей этой системы является ведение в режиме реального времени вагонно-поездной модели станции с возможностью графического отображения карты путей на станции и находящихся на этих путях вагонов.

Результатом внедрения комплекса стало реальное повышение качества управления работой станции, в том числе в плане обеспечения безопасности перевозок. Эффективность от внедрения данного программного и аппаратного решения исчисляется миллионами рублей. На сегодняшний день разработка подобного рода является первой в России.

Определенным условием устойчивого положения ООО «Газпромтранс» на рынке перевозок и реальных тенденций развития компании является системность организации перевозочного процесса, состоящего из элементов, связанных закономерными связями. Институциональность выстроенного процесса, на наш взгляд, должна идти в неразрывной связи с инновационной деятельностью.

10.06.2006
Возврат к списку