Статьи

Цифровой железнодорожный узел. Доклад начальника станции Кинель

РЖД ТВ: Опыт работы станции Кинель могут распространить на сети РЖД


Перейти на сайт РЖД ТВ

Уважаемый Анатолий Анисимович! Уважаемые участники совещания!

Мы находимся в узловом центре эксплуатации важнейшей сортировочной станции Кинель.

Единым руководителем узла является станционный диспетчер, в обязанности которого входит совместное с диспетчерским аппаратом ДЦУП планирование приема, отправления и пропуска поездов, а также выполнения качественных показателей работы станции.

Дежурный по депо отвечает за своевременное обеспечение поездов локомотивами и локомотивными бригадами с учетом исключения непроизводительных потерь в их использовании.

Старший осмотрщик вагонов отвечает за своевременную обработку составов согласно установленных нормативов и подготовку поездов к отправлению.

В настоящее время для организации перевозочного процесса и выполнения качественных показателей работы станции используется автоматизированная система АРМ «Полиграф» с функцией автоматического планирования поездов на нитки графика движения, а также локомотивов и локомотивных бригад без участия человека. Разработчиком является НТЦ ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА.

Примечание ТСТ: АРМом Полиграф движенцы называют подсистему “Текущего планирования поездообразования на сортировочных станциях” которая состоит из модуля Имитационного моделирования и ряда визуальных интерфейсов. В отличии от других подобных систем (ИСТРА), в подсистеме планируется не одна станция, а все станции дороги или полигона, и планирование станций, участков, локомотивов и бригад производится в едином цикле, без разделения на отдельные “планировщики”.

В 2019 году подсистема развивается согласно концепции “Цифровых двойников” – к имитационному модулю добавлены цифровые двойники диспетчеров, работающих на станции Кинель – станционного, маневрового, и дежурного по депо.

Станционный диспетчер (ДСЦС) выбирает период планирования и нажимает кнопку спланировать. Сейчас в режиме реального времени мы видим, как станционный диспетчер нажатием одной кнопки осуществляет планирование работы станции на 6 и часовой период.

Примечание ТСТ: Каждый час запускается модуль имитационного моделирования, и выполняет планирование работы Куйбышевской дороги на 24 часа вперед. Планирование занимает от 7 до 15 минут, и его результатом являются плановые операции со всеми поездами, вагонами, локомотивами и бригадами дислоцированными в границах дороги. При нажатии кнопки “спланировать” формируется срез из этих данных, загружаются все операции, относящиеся к отправлению поездов со станции Кинель. В интерфейсе выше: в крайней левой части находятся нитки графика (точки отправления). Сложность планирования на станции Кинель, связана с тремя вариантами отправления поездов в нечетном направлении: по главному ходу через Самару (весовая норма 6 тысяч тонн, запрещено пропускать вагоны с опасными грузами через центр города), Южный ход (весовая норма 6 тысяч тонн), и ход через Жигулевское море, с существенно меньшей нормой веса поезда – 3500 тонн.

Основная сложность – распределить будущие поезда по ниткам графика в этих трех направлениях, и распределить их точно так как это делает реальный диспетчер. Для этого с декабря 2018 года на Кинели были организованы регулярные сверки процесса подвязки, а с августа 2019 они стали выполнятся на ежедневной основе.

В целом все алгоритмы подвязки работают верно, наибольшее влияние на процент подвязки влияет отсутствие актуального НСИ обкатки бригад на участки, из-за этого планирование может подвязать некоторые поезда на те направления, где в реальности нет нужного количества бригад. По части бригад мы ввели НСИ вручную, и они планируются корректно.

Ежедневный скан выверки плана и факта с комментариями ДСЦС.

На интерфейсе представлены точки и время отправления запланированных поездов, индексы и наименование станций назначения, серия и номер локомотива, а так же фамилии и время явки локомотивных бригад. При необходимости ДСЦ производит корректировку плана совместно с ТЧД.

Основными преимуществами данной системы являются:

  • повышение скорости и качества планирования. Так до внедрения системы АРМ Полиграф планирование эксплуатационной работы в автоматизированных системах осуществлялось с ПРИМЕНЕНИЕМ РУЧНОГО ВВОДА информации: точек отправления, локомотивов и локомотивных бригад, КРОМЕ ЭТОГО затрачивалось время на запрос данной информации из автоматизированных систем.
  • а самое главное система в первоочередном порядке при формировании составов в автоматизированном режиме обеспечивает постановку длительно простаивающих вагонов в целях выполнения нормативов простоя и сроков доставки;
  • еще одним преимуществом является то, что система производит подвязку локомотивов и локомотивных бригад с учетом норм оборота и исключения не производительных потерь.

Для своевременного реагирования на выполнение заданного плана отправления поездов используется модуль расчета прогнозных значений простоя транзитного вагона с переработкой и без переработки. В данном модуле производится полный расчет времени простоя поездов с разложением, как по четной так и по нечетной системе на текущие сутки.

Примечание ТСТ: Плановые простои также формируются на основании среза из результатов ежечасного расчета. Так как имитационное моделирование планирует на большой горизонт, и планирует все станции Куйбышевской дороги, то оно позволяет получить значения простоев, и особенно моменты завершения накопления по отправляемым в будущем поездам. Из интерфейса особенно наглядно видно, что наибольшую долю в общем простое занимает ожидание накопления по плану формирования (НФП). Для того чтобы оценить простои вручную, диспетчеру нужно “прокликать” поезда в ГИД в адрес Кинели, получить по каждому поезду натурку, оценить наличие в этой натурке вагонов по НФП, и прикинув времена прибытий и расформирований примерно понять общее время простоя.

Мы предлагаем изменить подход к планированию работы станции: заранее тагертировать простои по каждому поезду, и при угрозе превышения нормы простоя принимать меры - сдваивать назначения, организовывать подвод замыкающих групп, уменьшать норму веса до 3500т (в случае если прогнозная емкость главного и южного хода в этот час исчерпана, и доступны нитки только хода через Жигулевское море)

На интерфейсе мы видим линию Тренда заданного норматива и прогнозируемого простоя на окончание текущих суток. При чем прогнозируемые значения рассчитываются с учетом влияния простоя каждого поезда. Если навести курсор на поезд то в нижней части экрана, появится разложение выбранного поезда по элементаи простоя, а также завершающие группы для накопления состава с учетом подхода разборочных поездов. Показ на экране

Данный инструмент используется для принятия совместных с работниками ДЦУП управленческих решений, направленных на выполнение заданных показателей работы. (КОРРЕКТИРОВКИ НИТОК ГРАФИКА, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЧЕРЕДНОСТИ подвода поездов следующих в расформирование и приоритета выставки сформированных СОСТАВОВ). Для организации взаимодействия на рабочем месте диспетчера по Самарскому району управления установлен такой же интерфейс и видеосвязь.

После составления и утверждения плана работы комплексная смена узлового центра эксплуатации должна осуществлять контроль ЗА выполнением заданного плана, для этого используется Табло Коллективного Пользования.

Показывает указкой на табло. В верхней части экрана представлены основные показатели, которые изменяются ДИНАМИЧЕСКИ, после отправления каждого поезда.

Справа представлен подход поездов на ближайшие 3,6 и 12 часов, так же имеется информация о следующих, в поезде вагонов и локомотивов, требующих внимания в части исправности и перепробега.

Указывает на парк №8. На схеме станции сверху над каждым парком мы видим шкалу загрузки путей, с указанием количества имеющихся вагонов на каждый отчетный час. Красным цветом обозначена наибольшая загрузка парка. С помощью данной информации станционный диспетчер совместно со старшим осмотрщиком принимают оперативные меры по передислокации бригад ПТО из парка в парк для обеспечения своевременной обработки поездов.

Указывает на парк №5. В центре парка указана информация о выполнении простоя транзитного вагона с переработкой и без переработки. переходит на парк №7 (зеленый цвет норма, желтый завышение на 60%, красный на 80%). Если навести курсор на показатель, то можно увидеть, по каким элементам допускается завышение.

Показывает указкой на табло. В крайних частях экрана представлен план отправления поездов на нитки графика по каждому направлению

Примечание ТСТ: Первоначально мы предполагали что для просмотра плана работы станции, диспетчера будут использовать интерфейс в виде графика исполненной работы с прогнозной частью. Однако на практике оказалось что диспетчеру скорее нужен “Яндекс.Навигатор” – чтобы для каждого поезда можно было увидеть прогнозный маршрут и список операций которые нужно выполнить для его обработки.

Также одним из инструментов контроля и ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ модуль «Функциональный Навигатор», который рассчитывает текущею и прогнозную модель состояния поездов прибывающих на станцию. ФУНЦИОНАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ответственными ИСПОЛНИТЕЛЯМИ. Этот МОДУЛЬ, ПО СУТИ, ЯВЛЯЕТСЯ ОЦИФРОВАННЫМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ РАБОТЫ СТАНЦИИ С УКАЗАНИЕМ КОЛЛИЧЕСТВА ОПЕРАЦИЙ С КАЖДЫМ ПОЕЗДОМ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО КАТЕГОРИИ, А ТАКЖЕ КОНТРОЛЯ ЗА НОРМАТИВАМИ ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТИХ ОПЕРАЦИЙ.

Примечание ТСТ: Функциональный навигатор тоже использует модель данных из имитационного моделирования, и дополнительно расширяет поездные операции действиями которые должны выполнить сотрудники станции для обработки поезда и выполнения прогнозных простоев.

Нажимает на поезд в подходе и показывает указкой на табло.

Также ПРЕДСТАВЛЕН плановый маршрут приема ПОЕЗДА В расформирование, причем цветом отображаются элементы, по которым возможно завышение. (15мин,5мин.). В нижней части экрана ИМЕЕТСЯ временная шкала с указанием текущей дислокации поезда.

Примечание ТСТ: Маршрут навигатора строится для любого поезда на станции, не только для разборочных поездов в подходе, а для всех. Также существует возможность “перемотки времени” – получить дислокацию поездов на станции в будущем во всех парках, например, чтобы оценить будущую загрузку путей (по аналогии с прогнозом пробок в Яндекс. Картах)

Для осуществления контроля за последовательностью выполнения операций с поездами и норматива времени на их выполнение на станции в настоящее время в тестовом режиме используются Мобильные Рабочие Места (операции с поездами поступают на мобильное устройство заранее, что позволяет сократить времена на проход к поездам) с возможностью получения обратной связи от ответственных исполнителей.

В следующем докладе в режиме реального времени будет представлена организация работы экипировочных бригад с использованием МРМ.

В настоящее время данная информационная система на станции Кинель проходит опытную эксплуатацию, но уже сейчас можно сказать, что она оказывает положительное влияние на выполнение показателей работы станции. Дальнейшее ее реализация и тиражирование, в т.ч. и на остальных сортировочных станциях дороги, позволит снизить влияние человеческого фактора на выполнение технологического процесса и ускорить продвижение вагонопотока в границах полигона дороги.

Доклад окончен. Передаю слово главному инженеру ТЧ Горбоносу Дмитрию Валерьевичу.


Добрый день уважаемый Анатолий Анисимович!

Сейчас мы продемонстрируем в реальном режиме времени порядок формирования и выдачи дежурным по депо задания экипировочной бригаде по передислокации локомотива из 8 в 7 парк станции.

Примечание ТСТ: Экипировочные бригады это специальные бригады которые осуществляют подготовку локомотива к отправлению, и перегоняют их с одной стороны станции на другую (при прицепке с оборота). Их использование позволяет позже вызывать локомотивную бригаду, которые могут больше времени проводить в поездке, вместо того чтобы готовить локомотив.

2. Открыть интерфейс дежурного по депо АРМ Полиграф

Задание:
Передислоцировать электровоз ВЛ10у№790 с 8 парка в 7 парк
Как видим задание формируется в несколько кликов и отправляется локомотивной бригаде, которую мы видим на экране.

3. Открыть презентацию слайд 1.

После получения задания машинист подтверждает об его поучении, что видно дежурным по депо. На сегодняшний день в АРМ Полиграф реализован пооперационный контроль операции по передислокации локомотивов внутри станции. Каждая операция занормированна с внесением в НСИ АРМ Полиграф.

Примечание ТСТ: Речь идет о Функциональном навигаторе, в котором у каждой операции есть плановая норма выполнения, с учетом технологии и оканчивающаяся выходом на точку отправления. Серверное ПО мониторит моменты свершения операций, отслеживая временные нормы.

Система позволяет в режиме онлайн определять местоположение бригад, контролировать выполнение нормативов времени выполнения операций по приемке, сдаче и передислокации локомотивов между парками станции и депо, мониторинг эффективности использования бригадами рабочего времени. Кроме того, данная система позволяет оперативно выдавать корректирующие задания, а так же проверять статус их выполнения. Качественная организация работы экипировочных бригад напрямую влияет на выполнение норм подготовительно – заключительного времени поездных локомотивных бригад и, как следствие, позволит снизить количество случаев отправления локомотивных бригад свыше 2 часов, а так же снизить время оборота локомотива на станции и, следовательно, повысить его производительность.

Примечание ТСТ: МРМ передает геолокацию в АСУ СТ, и на ТКП показывается расположение “человечков” на основании геозон.

Целевое состояние МРМ экипировщика в АРМ Полиграф.

  • Анализ и формирование на основе технологий искусственного интеллекта оптимальных вариантов маршрутов передислокации по станции.
  • подсистема организации Автоматизированное формирование заданий по передислокации локомотивов.
  • подсистема организации Исключение человеческого фактора в процессе планирования работы с целью повышения качества работы.

Эффекты:

  • Снижение количества отправлений более 2-х часов
  • Увеличение процента езды локомотивных бригад с оборота
  • Уменьшение рабочего времени локомотивных бригад поездного движения на выполнение ПЗВ
  • Выполнение опробования тормозов экипировочной бригадой, а в дальнейшем и без участия человека.

Для выполнения опробования тормозов в грузовом поезде без участия локомотивной бригады на сегодняшний день реализована техническая возможность автоматического замера плотности тормозной магистрали поезда.

16.10.2019
Возврат к списку