Статьи

Внедрение «АСУ Станции» на ЖДЯ

ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) приступило к реализации пакета договоров, обусловленных соглашением с российскими железными дорогами. О разработках в сфере информационного взаимодействия двух компаний «Гудку» рассказал главный инженер ЖДЯ Александр Курчатов.

– Александр Владимирович, договор об информационном взаимодействии предусматривает полную унификацию информационных технологий двух компаний?
– Скорее, увязку существующих систем. Действительно, главное средство реализации подписанных договоров – это информационное взаимодействие, поскольку современные технологии функционирования железнодорожного транспорта не возможны без информационных технологий. Все аспекты перевозочного процесса на сети железных дорог – движение поездов, составление диспетчерских графиков, продажа билетов, расчет тарифов на грузовые перевозки – ведутся в электронном режиме.
Такая же система действует и на железных дорогах Якутии, но автоматизированная система управления АСУ ЖДЯ была создана на иной платформе, чем аналогичное программное обеспечение для РЖД. Поэтому в настоящее время мы заняты взаимоувязкой информационных ресурсов ЖДЯ и РЖД.
Было принято решение разбить схему информационного взаимодействия на несколько частей. Так, финансово-экономический блок АСУ ЖДЯ останется без изменений. В рамках технологического блока на ЖДЯ будет внедрена «АСУ Станции» компании «Транссистемотехника», которая адаптирует свой программный продукт, действующий на сети РЖД, под нас.
Третий блок – оформление перевозочных документов с расчетом тарифа. В действующую систему ЭТРАН «вшиваются» тарифы, тарифные расстояния ЖДЯ. Грузоотправитель сможет оформить прямой перевозочный документ со станции отправления до станции назначения, если они находятся на инфраструктурах, принадлежащих разным компаниям. Это станет возможным благодаря тому, что в рамках системы ЭТРАН создается уникальная система взаиморасчетов. Провозная плата будет в полном объеме взыскиваться на станции отправления за следование по обеим инфраструктурам с участием обоих перевозчиков. А ЭТРАН будет в автоматическом режиме распределять эту плату по исполнителям перевозки.
Средством доставки информации со станций ЖДЯ в Главный вычислительный центр РЖД был выбран защищенный спутниковый канал, действующий в настоящее время между Москвой и Алданом. На сегодняшний день организовано два таких канала – основной и резервный.

– Недавно в Росжелдоре состоялось совещание, посвященное продолжению строительства железной дороги на Якутск. Какие там были приняты решения и как они повлияют на развитие компании?
– Основной вопрос, требующий решения, – определение будущего владельца строящейся линии. По умолчанию считается, что эксплуатировать участок от Томмота до Якутска будут ЖДЯ. Но не в каких официальных документах об этом не сказано. И складывается ситуация, когда разрабатываемые проектные решения, сводный сметный расчет требуют согласования с эксплуатирующей организацией, а такой де-юре не существует.
Кроме того, если эксплуатация нового участка будет поручена ЖДЯ, компании уже сегодня необходимо приступать к реализации программы по модернизации локомотивного парка с учетом увеличения объемов перевозочной работы, развития ремонтных мощностей. По нашим расчетам, потребуется трехкратное увеличение числа локомотивов. В то же время необходимы привлечение и профессиональное обучение кадров. Но тратить на это деньги, не имея гарантий, нет смысла.

– Каким документом должно быть закреплено право ЖДЯ на эксплуатацию нового участка дороги?
– Окончательного решения пока не принято. На совещании были лишь принципиально согласованы позиции представителей инвесторов строительства – государства в лице Росжелдора, РЖД и Республики Саха (Якутия) – о том, что эксплуатировать ветку должны ЖДЯ.
Возможно, окончательным документом станет договор доверительного управления между инвесторами и ЖДЯ. Но это уже детали, обсуждать которые имеет смысл ближе к завершению строительства ветки. Сейчас же полученное принципиальное согласие соинвесторов на передачу новой дороги в эксплуатацию ЖДЯ мы расцениваем как отмашку для начала реализации наших программ развития.

27.04.2007
Возврат к списку